Infoabad
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Infoabad

Лучший форум делового и личного общения туркменистанцев (Ашхабад)
 
ФорумФорум  ГалереяГалерея  ПоискПоиск  Последние изображенияПоследние изображения  РегистрацияРегистрация  Вход  
Форум Infoabad возродился на более высоком качественном уровне по адресу infoabad.com
Теперь это ашхабадский городской информационный портал плюс локальная социальная сеть.
Добро пожаловать на сайт infoabad.com !

 

 Мусульмане в Польше

Перейти вниз 
Участников: 3
АвторСообщение
Muslim
Постоянный собеседник
Постоянный собеседник
Muslim


Мужчина Дата регистрации : 2006-07-29

Мусульмане в Польше Empty
СообщениеТема: Мусульмане в Польше   Мусульмане в Польше Empty02.02.07 16:38

Мусульмане Речи Посполитой: прошлое, настоящее, будущее

Речь Посполита, как известно, – это историческое и современное самоназвание польского государства. Но Польша мусульманская нам не была известна никогда.

Варшавские встречи

В варшавскую квартиру моего друга, у которого я остановился на период своего участия в научной конференции, вваливается огромного телосложения поляк с густой бородой бывалого морехода и с ходу протягивает мне свою ручищу: «Ассаламу алейкум! Меня зовут Мариуш!» После этого, как это принято на Востоке, он троекратно мнет меня в своих медвежьих объятиях.

Мариуш прекрасно говорит по-русски, так как более года прожил в Киргизии, а сейчас занимается изучением проблем постсоветского пространства. Он приехал в Варшаву с другого конца Польши только для того, чтобы познакомиться.

Мариуш достает из своей сумки и трясет перед нами кипой свежераспечатанных листов. Это его только что завершенная кандидатская диссертация, посвященная теме массового принятия русскими Ислама. Он утверждает, что к написанию этой работы его подтолкнула моя статья «Исламизация России», прочитанная им в Рунете. Я польщен и указываю ему еще на одну любопытную деталь - я начал совершать намаз и изучать Ислам, как раз, под влиянием русских мусульман в Петербурге.

Но мои открытия на этом не заканчиваются. Во время джума-намаза в варшавской мечети я нахожу среди молящихся несколько молодых ребят явно славянской внешности. Это –поляки, принявшие Ислам.

Пятничная хутба, как и положено проводится на арабском. Имам Ахмад Саид, тоже араб, увлеченно говорит о смысле и значении молитвы в Исламе, как связи каждого мусульманина со Всевышним. После проповеди микрофон в руки берет заместитель и повторяет ее на польском языке.

Через несколько дней, в варшавском метро мы встречаем молодого дипломата по имени Петр, который на днях собирается вылетать в Тегеран для работы в польской дипломатической миссии. Он сокрушает меня тем, что обращается ко мне на моем родном, лезгинском языке! Оказывается, он проявляет огромный интерес к кавказской истории и культуре, давно мечтал выучить какой-нибудь кавказский язык. И первый язык, самоучитель по которому он нашел в интернете, был лезгинским.

Вообще, все польские коллеги, с которыми меня свела судьба на эти семь дней, проявляют огромный интерес к Исламу. Их очень волнует, что знают о Польше мусульмане из других стран. Они очень сильно переживают за то, что имидж их гостеприимной страны портится в глазах мусульман из-за участия польских солдат в войне в Ираке и Афганистане. Данное решение, принятое правительством, практически среди всех поляков вызывает порицание и протесты.

Оплот Католицизма

Самым удивительным фактом для меня явились даже не сами эти встречи, а то, что они произошли в Польше, жители которой, наверное, являются самыми ревностыми последователями Католицизма в Европе, а быть может и во всем мире. Первый исторически достоверный польский король Мешко I еще в 966 году сам обратился в Христианство латинского образца и крестил свой народ.

Прежний папа римский Иоанн Павел II, урожденный Кароль Войтыла, известный всему исламскому миру своими шагами навстречу мусульманам, испрашиванием у них прощения за крестовые походы, а также тем, что первым из лидеров католической Церкви в начале мая 2001 г. переступил порог мечети, как известно, тоже был поляком.

При этом нам очень важно помнить, что история взаимоотношений Католичества и Ислама хранит не только память о крестовых походах. Положительное отношение католической Церкви к Исламу закреплено в определении «Nostra Aetate» («Наша эпоха»), принятом Вторым Ватиканским собором 28 октября 1965 г.

В ней говорится: «Церковь высоко ценит мусульман. Они поклоняются Богу Живому и Сущему, Милостивому и Всемогущему, Творцу Неба и Земли, Открывшему Себя человеку. Они стремятся беззаветно подчинить себя велениям Бога, как Божьему плану подчинил себя Авраам, к вере которого мусульмане крепко привязывают свою веру». При этом в ватиканском документе подчеркивается, что такая оценка Ислама содержалась еще в письме, которое Папа Григорий VII (1073-1085) направил правителю Мавритании Аназиру (ан-Насиру).

А во время своего визита в столицу Казахстана Астану Иоанн Павел II произнес такие слова: «Желаю подтвердить уважение Католической церкви к Исламу – Исламу молящемуся, умеющему проявлять солидарность с нуждающимися».
Вернуться к началу Перейти вниз
Muslim
Постоянный собеседник
Постоянный собеседник
Muslim


Мужчина Дата регистрации : 2006-07-29

Мусульмане в Польше Empty
СообщениеТема: Re: Мусульмане в Польше   Мусульмане в Польше Empty02.02.07 16:46

Первые контакты мусульман и польского народа

Вопреки распространенному среди мусульман мнению о географической и культурной отдаленности Польши и исламского мира друг от друга, о непересекаемости их исторических судеб, о чуждости и закрытости католической среды для мусульман, Польша имеет с Исламом и мусульманами давние и тесные связи.

Первыми мусульманами, появившимися на польской земле, вероятнее всего, являются татары, которых в конце 13 – начале 14 веков пригласил к себе на службу князь Витольд. Послужив князю, многие татары решили не возвращаться на родину и остались на выделенных им за службу землях. Многие польские и белорусские населенные пункты получили название от имен основавших их татар.

Татары, осевшие в Польше в 13-14 веках, живут здесь до сих пор, в основном в восточной части страны возле границы с Белоруссией и на побережье Балтийского моря. По приблизительным оценкам в Польше татар около 5 тысяч. Современные польские татары в большинстве своем уже не знают языка своих предков. Однако им удалось сохранить свою уникальность как этнической группы, исключительно, благодаря Исламу.

Именно эти татары за шесть столетий своего присутствия на польских землях создали в глазах поляков имидж Ислама не как воинственной и жесткой религии, а готовой к диалогу и интеграции в европейское общество.

Кроме того, в период своего расцвета и могущества Польша, или как она тогда назвалась – Речь Посполита, долгое время имела непосредственную границу с Крымским ханством и Османской империей. Оттого на восточных землях польского государства преобладало влияние восточной культуры, связанное не только с Русью, но и с мусульманскими народами. К примеру, роскошные национальные костюмы польского дворянства, шляхты, не оставляют сомнений в том, что многие их детали позаимствованы у турецких султанов.

В 18 веке, когда Польша, разделенная между тремя крупнейшими государствами Европы – Пруссией, Австрией и Россией, перестала существовать как государство, ближайшим союзником поляков становится именно Османская империя. Поляки не только искали с Турцией стратегического военного и политического союза, но и в огромном количестве устремлялись на турецкие земли, в гостеприимные мусульманские города в качестве беженцев.

Первая волна польских беженцев, прибывших в Стамбул в 1794-1795 годах, питала надежды на организацию польского легиона для освобождения своей страны. Самое широкое сотрудничество польских борцов за независимость и Османского государства разворачивается в середине 19 века, когда, начиная с 21 августа 1841 года, в Стамбуле открывается политическое представительство польских переселенцев под названием «Главное агентство» или «Восточное агентство».

Этим представительством некоторое руководил Михал Чайковски, впоследствии принявший Ислам и сменивший свое польское имя на Мехмед Садык-паша. Представительство просуществовало на турецкой земле почти до конца 70-х годов 19 столетия.

Польские мюриды имама Шамиля

В ноябре 1830 года поляки подняли восстание против царской России, занявшей значительную часть прежнего польского государства, но потерпели поражение. Череда антниколониальных восстаний полыхала в Польше в 1846, 1848 и 1863 годах. Российские самодержцы, начиная с Николая I, не только жестоко подавляли восстания, но и проводили репрессии в отношении повстанцев.

Часть из них была казнена, а оставшиеся были насильно направлены служить в российской армии на Кавказском театре военных действий, где в тот момент Империя терпела крупные поражения от крепнущего Имамата, во главе с духовным лидером и полководцем Шамилем.

Однако первая волна поляков, как пишет польско-французский исследователь Ежи Таргальски, около десяти тысяч военнопленных, была депортирована на Кавказ еще в 1812 году. Большая часть из них была освобождена в 1815 году, но поляки, отправленные служить на Кавказ в сороковых годах, еще встречали здесь некоторых из своих соплеменников.

Вторая волна – 9100 повстанцев, попавших в плен во время восстания 1830-1831 годов – была депортирована на Кавказ в 1832-1834 годы и осталась там на 20-25 лет. Наконец, до конца пятидесятых годов царские власти депортировали на Кавказ несколько тысяч польских повстанцев и партизан и около двадцати тысяч новобранцев из Центральной Польши. В 1840 году французский консул в Тифлисе находил, что на 160 тысяч русских солдат на Кавказе приходится 25-30 тысяч поляков.

Поляки, депортированные на Кавказ, особенно повстанцы 1831 года, с самого начала отказывались участвовать в этой колониальной войне против горцев-мусульман, подобно самим полякам ведущих неравную войну за свою независимость с огромной империей, и регулярно предпринимали попытки бежать в Персию.

Некий Гралевски, который служил в царской армии на Кавказе с 1844 по 1857 год и встречал здесь польских ветеранов 1831 года, утверждал, что «одни тянулись с самого начала к грузинам, а другие хотели любой ценой перейти на сторону горцев». Наконец, в 1835-1836 годах, польские повстанцы начали группами, со всей военной экипировкой, пробивать себе дорогу в Турцию, Персию и в горы Кавказа.

Руководитель Стамбульского политического представительства поляков Михал Чайковски (впоследствии Мехмед Садык-паша) в своем рапорте польскому правительству в изгнании от 23 апреля 1843 года предлагал установить контакты с имамом Шамилем, чтобы оказать ему военную помощь и организовать массовый переход польских солдат на Кавказе на сторону горцев.

Роман Сангушко, который был взят в плен во время восстания 1831 года и отправлен служить в русскую армию, рассказывает о приключениях некоего Барановского, который, перейдя на сторону имама, давал очень полезные советы горцам и командовал целыми батальонами. Другой поляк, вернувшийся с Кавказа, рассказывал матери Сангушко, что горцы отпускали польских военнопленных на свободу и «рассматривали их дело как общее со своим...»

Согласно Калиновскому, который провел год в армии Шамиля, у последнего, в сороковых годах был иностранный полк, включавший в себя вместе с другими иностранцами и поляков. Они служили, в частности, в артиллерии и изготовляли оружие. Другой польский беженец, прибывший с Кавказа в Турцию, некий Гротовский, утверждал, что поляк, повстанец 1831 года, которого звали Шаниявски, был советником у имама Шамиля.

Становление сегодняшней мусульманской общины

Татары перестали составлять большинство среди мусульман в стране, когда в социалистическую Польшу начали приезжать, в основном на учебу, выходцы из арабских стран Ближнего Востока. В 60-80 годах минувшего столетия их прибыло в Польшу около 20 тысяч, многие остались здесь, создали семьи, нашли здесь работу.

Очередное увеличение количества мусульман наступило после краха коммунистического режима. С середины 90-х годов 20 века в Польшу начали приезжать тысячи беженцев со всего мира.

По словам Юзефа Конопацкого, главного редактора выходящего в Польше журнала «Мир Ислама», большинство среди новых эмигрантов составляют арабы – около 8 тысяч, чеченцы – около 3 тысяч, затем идут турки и иранцы. Это количество легальных эмигрантов-мусульман, сколько же в Польше нелегалов – не знает никто.

Считается, что на сегодняшний день в Польше, с ее 40-миллионным, преимущественно католическим, населением, проживают около 30 тысяч мусульман, а еще в начале 90-х их было не более пяти-шести тысяч. Это значит, что ежегодно в Польше появляется около двух тысяч новых мусульман. По сравнению с Францией, Германией или Великобританией, где численность мусульманского населения исчисляется миллионами, это немного.

Тем не менее, эмигранты из стран Ближнего Востока в Польше, не менее активные и инициативные, чем их земляки в других странах Европы, после 1990 года начали объединяться и создавать исламские организации. Вполне естественно, что при этом мусульмане Польши пользовались опытом организационной работы, наработанным ранее мусульманами Западной Европы и Ближнего Востока.

Очень часто наиболее активными членами таких организаций становятся, прежде всего, поляки, принявшие Ислам. По данным научных исследований, в Европе наблюдается постоянный рост количества людей, которые меняют традиционное для своей страны Христианство на Ислам. По некоторым подсчетам, в Великобритании ежегодно Ислам принимают около 50 тысяч британцев. В Бельгии новообратившиеся мусульмане составляют около 4%, а в Дании около 2% всех последователей Ислама.

Назвать хотя бы приблизительное количество поляков, принимающих Ислам, чтобы отследить динамику этого процесса, сложно. Польская мусульмнская община находится пока только на этапе своего становления и укрепления рядов. Но по словам Селима Хасбуевича, председателя Союза татар Польши, явление перехода католиков в Ислам начало набирать обороты после 11 сентября 2001 года, хотя, к примеру, еще в начале 90-х годов такие случаи в Польше не были известны. Сегодня, по некоторым подсчетам, количество поляков, обратившихся в Ислам, составляет около тысячи.

По словам польского социолога Збигнева Гранковского, в Ислам обращаются очень молодые люди, часто в еще юношеском возрасте. В своем интервью журналисту Алексею Дзикавицкому один польский студент, пришедший к принятию Ислама через Интернет, признался: «Я из города Седлице – это на полпути от Варшавы до границы с Белоруссией. Живу уже в столице, но не хочу называть имя, чтобы меня не узнали. Я скрываю от родителей, что принял мусульманство. Они католики и наверняка меня бы не поняли. Понимают ли другие? Не знаю...»

Кстати в Ислам перешел недавно и лидер довольно популярной в Польше хип-хоп группы «Грамматик» Лешик Казимирчик. В своем последнем хите он поет: «Иногда наступают в жизни минуты, когда хочется наплевать на все, но надо их перетерпеть, доверится Богу...».

Сегодня в Польше действует ряд ассоциаций, объединяющих мусульман, таких как Мусульманский религиозный союз (созданный еще в период между мировыми войнами), Мусульманская лига и другие. Эти структуры объединяют, главным образом, студентов и лиц, приехавших из исламских стран и работающих в Польше.

Избранный недавно муфтием 30-летний имам мечети города Белосток татарин Томаш Мицкевич говорит, что до 2010 года в наиболее крупных польских городах будут построены и открыты около 10 новых мечетей, а где мусульман меньше – молитвенные дома. Он заявляет так же о том, что в Польше будет создан Исламский центр стран Центральной Европы, одна из целей которого – выполнение посреднической миссии между мусульманской религией и Христианством.

Руслан Курахви, кандидат политических наук
Вернуться к началу Перейти вниз
Golden Rose
Постоянный собеседник
Постоянный собеседник
Golden Rose


Женщина Дата регистрации : 2006-07-31

Мусульмане в Польше Empty
СообщениеТема: Re: Мусульмане в Польше   Мусульмане в Польше Empty07.02.07 20:57

Татары веками жили не только в Польше, но и в Литве.
Генрик Сенкевич был из польских татар, его дед был мусульманином и только отец принял католичество. А из литовских татар происходит очень хороший актер Регимант Адоматис.
Вернуться к началу Перейти вниз
Лёля
Постоянный собеседник
Постоянный собеседник
Лёля


Женщина Дата регистрации : 2006-07-31

Мусульмане в Польше Empty
СообщениеТема: Re: Мусульмане в Польше   Мусульмане в Польше Empty08.02.07 3:28

Розочка, вот уж не думала, что автор "Камо Грядеши" имеет мусульманские корни... Пути Господни неисповедимы...
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Мусульмане в Польше
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Infoabad :: Интересные беседы :: Связь времен-
Перейти: